В данной области явлений накоплен огромный по объёму и разнообразию опыт исследований биоэнерготерапии (Цигун, Ки-Гонг (Рей-Ки) и др.). Несмотря на многочисленные попытки, найти удовлетворительное научное объяснение этим явлениям на основе традиционных медицинских и физических представлений так и не удалось. Известные виды биофизических эффектов как в отдельности, так и в комплексе не могут обеспечить воспроизведение специфических особенностей биоэнергетических воздействий. Обычным упрёком со стороны многих учёных в отношении исследований в данной области является то, что затруднено дифференцирование какого-либо обеспечивающего наблюдаемые эффекты биоэнерготерапии биофизического фактора (или комплекса факторов), поскольку воздействие производится на весьма сложные биологические объекты (в основном, на человека) которые имеют высокую чувствительность к самым разнообразным сочетаниям факторов. Однако, в действительности, исследования биоэнерготерапии уже давно не являются единственным и определяющим доказательством реальности явлений биоэнергетического взаимодействия биологических объектов. Ещё в 70-е годы XX века был сделан переход к более строгим и информативным в научном плане исследованиям биоэнергетического воздействия человека на растения и клеточные культуры.[27-30] В 90-х годах к этому добавился новый, ещё более строго физический метод исследования - регистрация особенностей биоэнергетических воздействий на кластерную структуру, радиоспектрометрические и другие характеристики воды (характеристики оптического рассеяния, вращение плоскости поляризации водных растворов2, изменение электропроводности и кислотности и т.д.).3[31-40] Большую роль здесь сыграло открытие российского учёного С.В.Зенина. Ему удалось сначала теоретически вычислить, а затем обнаружить в экспериментах с высокочувствительными спектральными хроматографами наличие у воды кластерной структуры, состоящей из суперстабильных ассоциатов на основе кулоновских взаимодействий молекул воды.[31-33] Важной особенностью суперстабильных ассоциатов воды является "запоминание" ими в виде сложных структурных перестроек различных внешних воздействий, в частности эффекта растворения различных веществ.
Результаты исследований физических изменений в воде и растворах органических веществ вследствие биоэнергетических воздействий представляют огромный научный интерес. В частности, обнаружены и многократно подтверждёны эффекты изменения вследствие биоэнергетического воздействия Рамановских спектров воды и увеличения времени спин-спиновой релаксации протонов воды (T2) (что и объясняет физические причины изменения Рамановского спектра). Например, эффект увеличения времени T2 был обнаружен в прорастающих семенах растений, подвергнутых биоэнергетическому воздействию, ускоряющему этот процесс.[39] Авторы эксперимента предположили, что это приводит к появлению пула "подвижной" воды, ускоряющей транспорт метаболитов к точкам роста, что и объясняет ускорение прорастания семян. Также предполагалось, что эффект биоэнергетического воздействия дополнительно объясняется тем, что оно обуславливает интенсификацию работы протон-транспортной системы клетки.[40] Однако, это представляется недостаточным объяснением, поскольку результаты некоторых экспериментов по биоэнергетическому ускорению процесса прорастания семян показывают, что это может происходить с аномально высокой скоростью - прямо на глазах человека, в течение 5-10 минут.5[30] Было обнаружено, что одной из причин этого является резкое увеличение ферментативной активности АТФазы. Подобное аномальное ускорение метаболизма возможно лишь за счёт комплексного ускорения всех уровней клеточных биохимических процессов и, в первую очередь, за счёт резкого ускорения процессов ферментативного катализа. Очевидно, что биоэнергетическое воздействие обуславливает сходные физические эффекты во всех молекулярных структурах, увеличивая время T2, по крайней мере, для водородных связей молекул. Для ферментов это означает, в первую очередь, ускорение конформационных трансформаций, при которых функциональные группы их макромолекул "находят" молекулы субстрата и устанавливаются в необходимом положении относительно определённых участков субстрата. Во-вторых, вероятно, это также обуславливает увеличение времени жизни возбуждённого состояния фермент-субстратного комплекса, что увеличивает вероятность успешного завершения каждой отдельной ферментативной реакции и, как следствие, общую результирующую скорость катализа. Вероятно, именно этот механизм ускорения ферментативных процессов, а также ускорение транспорта метаболитов в клетках вследствие ранее неизвестной формы биофизического воздействия со стороны биоэнергетических индукторов (как людей, так и животных) обуславливают весь комплекс эффектов биоэнерготерапии и биоэнергетических воздействий на биологические объекты.
Необходимо отметить, что практически точно такие же физические эффекты наблюдаются и при психофизических воздействиях операторов на биологические объекты, воду и растворы органических веществ.[44] Это показывает фундаментальное родство физических механизмов, обеспечивающих реализацию биоэнергетических и психофизических явлений и требует внимательного научного анализа.
Несмотря на то, что биоэнергетические и психофизические воздействия способны обеспечивать сходные результаты, они имеют принципиальное различие. Биоэнергетические явления могут быть реализованы без мысленного усилия на получение требуемого результата. Мысленные усилия оператора задействуются лишь для управления физиологическим состоянием его тела. Не случайно при биоэнергетических воздействиях операторы сообщают о субъективных ощущениях интенсификации и перераспределения в их теле какой-то "энергии", а также используют для воздействия на объекты приближаемые к ним части своего тела, излучающие эту "энергию". В некоторых случаях не требуется даже этого, результаты обеспечиваются текущим состоянием "биоэнергетики" оператора при полном отсутствии у него мысленного настроя на получение какого-либо результата. То есть, наблюдается именно биофизический эффект, обуславливаемый только телесными процессами оператора. В отличие от этого, психофизическое воздействие оператора может обеспечить практически тот же результат, что и направленное биоэнергетическое воздействие без каких-либо изменений в биоэнергетическом состоянии оператора. Таким образом, биоэнергетические и психофизические явления имеют родственную, но не идентичную физическую природу, одна из составляющих которой - чрезвычайно необычный неизвестный физический механизм, являющийся общим для биоэнергетических и психофизических явлений. В связи с этим, при организации экспериментов в рассматриваемой области и анализе их результатов необходимо чётко дифференцировать тип реализуемого в них явления: биоэнергетического или психофизического. К сожалению, в настоящее время большинство исследователей ещё не понимают этого принципиального аспекта, поэтому либо сочетают в своих экспериментах одновременно оба типа явлений, либо, вообще, не упоминают о том, как именно оператор осуществлял своё воздействие. Это затрудняет выявление физических особенностей исследуемых явлений.