О Станиславском и его системе написано необозримо много. Реальность и вымысел, жизненная правла и творческая фантазия Мастера обрастают деталями не только его личности, но и его \'животворной\' системы, неувядающей и в наши дни. Его систему оценили не только актеры и художники, но и ученые, педагоги, музыковеды и медики.
Будучи уникально талантливым педагогом, Станиславский стваил длительный эксперимент, как бы проверяя, как влияет на актера, ученика в процессе работы с ним, то или иное слово, действие режиссера. Ученики его подчинялись занменитой формуле: \'Проще, легче, выше, веселее\'. В этой формуле каждое звено не случайно, и в переходе от одного к другому есть своя внутрення логика.
\'Проще\' - он требовал той простоты, которая является неопровержимым критерием творческой наполненности, естественности, органичности освоения и понимания материала роли и самоощущения актера в образе.
\'Легче\' - Не упрощенность, помогающая участнику справляться с трудностями постижения роли и создания образа, - не это имеется в виду. В основе его требований легкости лежит глубочайший смысл, составляющий суть всякой педагогики и творчества - нужно сделать трудное привычным, привычное - легким.
\'Выше и веселее\' - зджесь и начинается то весеое, что превращает труд в увлечение, в наслаждение творчеством и удовольствие. Здесь и должна начинаться работа подсознания, которая однажды и решает это \'выше\'.
Лобратите внимание - Станиславский не сказал \'Просто\',\'легко\', \'всоко и весело\' - но усилил, как бы настаивая на непрерывном усилении, улучшении и безостановочном стремлении к совершенству и полноте творчества педегога и его учеников. Он брал творческий процесс в движении, беспрестанном развитии.
Может быит именно в этой последовательности, когда упорное волевое стремление к \'проще\' и \'легче\' способно породить \'выше\' и \'веселее\', то есть новую и и совершенно особую простоту и легкость высшего творческого уровня. Может, именно в ней заключена магическая формула Мастера, в ней скрыта сила его педагогического таланта.
Из слов творческого кредо Станиславского ничего не отнять. Если изъять из этой квадриги хотя бы одно из звеньев, и вы получите неполный творческий итог.
Все это можно адаптировать и применить в профессиональной деятелности педагога.
Когда и где, при каких условиях искусство становится своего рода магией, приобретая ее характеристики воздействия?
В системе уделяется большое внимание роли подсознания в творческом процессе. Станиславский искал, как сознательными средствами проникаь в подсознание, как привести к такому уровню (порогу) творческих поисков и концетнарции, за которыми начинается вдохновение. По его мнению, вдохновение - это предельная обостренность всех чувств человека, при которой начинается подсознателдьное творчество.
Таким образом, творческий человек становится как бы магом - существом сверхчувствительным, способным порождать нечто, могущее воздействовать на других людей, в данном случае, на зрителей или учеников. А характер соджержания такого искусства должен быть не травмирующим психологически, чтобы не приобрести свойства \'черной магии\', но дарить свое вдохновение и вызывать то же стремление к душевному саморазвитию у слушателя или ученика.
Об этом не мешало бы помнить каждому учителю, режиссеру и артисту, какого рода вдохновение и зачем он передаст своим последователям.
|