На первый взгляд, у религий можно было бы предположить одно безусловное достоинство – указание на то, что за реальностью данной нам в ощущениях существует другой слой. Законы, действующие в этом слое, определяют, и то в какой форме реальность может предстать перед нами. Но как говорится всё «украдено до нас». Это идея имеет более давнюю историю, чем авраамистические религии. Она сформулирована Платном в его труде «Тимея».
Для дальнейшего изложения понятие реальности должно быть уточнено. Пока термином «реальность» я буду подразумевать реальность, данную нам в ощущениях. Таковая описывается на языке классической физики. Развитие физики приводит нас к выводу о том, что мир классической физики имеет под собой квантовомеханическое основание. (До сих пор не решён вопрос об интерпретации квантовой механики, да и сама необходимость интерпретации и что это такое не очевидно для физиков). Такое соотношение между миром классической физики и квантовой механики, можно соотнести с платоновской «Тимеей».
Сказанное выше можно подытожить, так что существует три возможности - это понимать «другой слой» в традиционно-религиозном смысле, или же, как нечто описываемое математическим формализмом. Третья возможность появляется, если рассуждать в духе квантовой механики. Тогда можно мыслить некое описание, которое будет суперпозицией обоих описаний. Т.е. как некую композицию, которая «поворачивается» к нам той или иной стороной в зависимости от того, как на неё (композицию) смотреть. В квантовой механике это соответствует тому, что в зависимости от того, как вы готовите эксперимент, реальность предстаёт перед вами в той или ином результате этого эксперимента. Т.е. должно быть нечто, что только религия и может объяснить. Казалось бы, общность религии допускает объяснение любого феномена. Но по причинам, о которых будет сказано ниже религиозное объяснение бессодержательно.
На мой взгляд, познание в основном сводится к тому, что мы пытаемся создать некоторую символьную систему и установить связи между ней и наблюдаемой реальностью. С этой общей позиции религия, так же как и наука может считаться познанием. Языческих богов можно понимать, как символы, сопоставленные объектам и явлениям классической реальности. Единобожие - это другая степень абстракции здесь символ сопоставляется идее центрального начала всех вещей. Хотя и на этом уровне общности проявляется разница. Если богов, духов и прочих бестелесных тварей рассматривать как элементы символьной системы, то в эту систему необходимо включить флуктуации, которые называются " волевые акты". Эти «волевые акты инициируют события в наблюдаемой нами реальности. Поэтому сама по себе система бестелесных тварей бессодержательна без существования физического мира. В этой неразрывности мы могли бы усмотреть эвристическую ценность идеи бестелесных тварей порождающих реальность, а именно указание на квантово механическую теорию возникновения Вселенной из ничего.
Может возникнуть аргумент о том, что есть области, где математический формализм не играет существенной роли и это всё равно познание. Например, биология и психология. Моя точка зрения состоит в том, что биология, в конечном счёте, может быть сведена до уровня химических процессов и статистистической физики. Природа сложности описания этих процессов происходит из квантово механической неопределённости и сложности присущей системам с большим количеством взаимодействующих частиц. Что касается психологии то сейчас, насколько я могу судить, основной тренд состоит в выявлении связи активности мозга и других «причастных» частей организма человека, его биохимии, генетики с психическими проявлениями, а так же как внешняя среда влияет на физико-химию человека и далее на психику. Так что в конченом счёте и психология имеет ту же природу что и биология.
Ещё одним свойством религии, которому можно было бы придать эвристическую ценность это неустранимая необходимость вводить в описание реальности некоторые положения, которые являются внешними по отношению к теории, описывающей эту реальность. Здесь не имеется ввиду, случаи, когда эта необходимость обусловлена недостаточным знанием. В квантовой механике существенную роль играет редукция волновой функции. Она нужна для перехода от описания системы до акта измерения, к описанию результатов измерений. И хотя некоторые интерпретации могут обойтись и без редукции, достаточно того, что есть копенгагенская интерпретация.
Построение символьных систем происходит от необходимости выполнения основной задачи познания – исходя из некоторых предпосылок и предположений, давать объяснение намного большему количеству явлений, чем число этих предпосылок. Кроме того, теория должна иметь предсказательную силу. Чем больше соотношение в пользу объясняемых явлений и предсказаний, тем более ценна теория. Это же соотношение указывает на степень внутреннего совершенства теории. И вот по этому критерию религиозная теория не может быть отнесена к полезным с точки зрения познания. Для того чтобы понять, почему эта бесполезность имеет принципиальный характер необходимо рассмотреть информационную «стоимость» научной и религиозной теории. Прежде чем давать команду «СТАРТ» я хотел бы немного сказать об информации. Информация появляется, когда есть альтернативы и необходимость выбора между ними. Информация это всегда выбор между альтернативами, которые в свою очередь неразрывно связаны с некоторыми ограничениями. Если мы говорим о теории, то ограничения проистекают из требования логической связности теории. Так вот если попробовать извлечь информацию, то можно обнаружить, что в религиозных системах её нет. Вспомним о «волевых актах». Их наличие равносильно тому, что религия свободна от ограничений, которые накладывает требование логической связности. Т.е. религия свободна от каких либо ограничений - беспредельна. Информация же это выбор, а при «беспределе» выбор невозможен. Таким образом, для религиозной теории желание уйти от ограничений приводит к потере познавательной ценности.
А где же тогда возможно удовлетворить интерес ко всему необычному и даже мистическому. Для этого надо присмотреться повнимательней к науке. Точнее к двум её лицам - математике и физике. Это даже не отдельные лица, а какая то квантово-механическая суперпозиция. А чем же ей ещё быть? Ведь вся современная физика это ОТО Эйнштейна и квантовая механика. Про ОТО потом, а пока о квантовой механике. Она есть только математика. Но эта математика (то бишь квантовая механика) «наблюдается» нами в виде показаний классических приборов, и в виде природы окружающей нас. А это уже физика. И непонятно где же и как математика «материализуется». И что значит математика «материализуется»? МИСТИКА! РЕАЛЬНАЯ!!
Отсюда вывод - если вы хотите прикоснуться к САМОМУ сокровенному, не путайте это сокровенное с продукцией под названием «религия». Берите книжки по квантовой механике и читайте их. И да прибудет с вами позитрон!
|