Внимание!

На сайте публикуются материалы,
которые могут представлять опасность нарушения психического и физического здоровья, без соответствующего обучения под руководством опытного учителя.

Авторы не несут ответственности, в случае использования публикуемых технологий без соответствующей сонастройки и обучения.



Назад    

Косморитмы гармонии вокруг нас. ( Автор : БУДАНОВ Владимир Григорьевич )
 
   
 

Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне. Иммануил Кант

БУДАНОВ Владимир Григорьевич - физик-теоретик, философ, преподаватель, старший научный сотрудник сектора Философии междисциплинарных исследований в Институте философии РАН. Кандидат физико-математических наук (1985), доцент (1987), академик РНАН (1997). Родился в Москве в 1955 г., в 1978 г. с отличием окончил физический факультет МГУ. Область научных интересов: теоретическая физика, синергетика, философия и методология науки, когнитивистика, образование, антропология, история науки и культуры, математическое моделирование в гуманитарной сфере. Десять лет преподает естествознание и синергетику на гуманитарных факультетах МГУ, ГУГН, заведовал открытой кафедрой «Синергетика и образование в УДГУ», 15 лет преподавал физику инженерам в МГТУ ГА. Автор более 80 научных трудов. Автор оригинального метода ритмокаскадов для описания развития сложных систем и синергетической теории гармонии (1996, 2000). Один из авторов государственной концепции и программы естественнонаучного образования гуманитариев — дисциплина «Концепции современного естествознания» (1994, 2000).

 

Издревле звёздное небо завораживает людей глубиной своей тайны, влечет и восхищает. В переживании космоса черпают вдохновение поэты и философы, пророки и простые люди. Небо — то общее, что было у истоков Земли, Жизни, Человечества. Небо было важнее земного для древних людей и в этом они выше нас. Они строили пирамиды и города как астрономические сооружения, понимали ритм космоса и его связь с человеческой жизнью. Возможно, мы очень скоро переоткроем эти знания, и они станут нашими тоже. Путь к этому знанию сегодня лежит не только через мистические откровения, но и через современную науку, которая должна, наконец, прислушаться к легендам и мифам, обратиться к изучению традиционных знаний и практик. Одна из таких вечных загадок — Гармония, тема вечная и всегда юная, ещё совсем недавно далекая от науки, сегодня востребуема ею как один из ключей постижения целостности мира, как путь обновления нашей агонизирующей цивилизации. Для древних это основной способ существования — уподобления себя и своей деятельности Универсуму, причащение ему.

Древний философ Пифагор утверждал, что мудрый, высокодуховный человек способен слышать «пение» светил, звук, издаваемый при рассекании небесным телом некоего эфира, заполняющего космос, подобно тому, как мы слышим свист крыльев пролетающей птицы. Метафора божественной музыки сфер несет в себе веру во влияние космоса на человека, в возможность его чувственного постижения и переживания, в нашу гармонизацию через сопричастность ему. Отчасти об этом же говорит и астрология. Но только в конце ХХ века, после работ А. Чижевского, наука поверила во взаимосвязь земных процессов и солнечной активности, стала разбираться в механизмах планетных влияний на нашу жизнь. Возможно, мы стоим на пороге нового открытия гравитационного, быстро меняющегося влияния планет и далеких звезд на жизнь на Земле, о чём свидетельствуют очень интересные многолетние работы по изучению времени биофизика С. Шноля. Сегодня наука может объяснить, почему наша Солнечная система гармонична. Когда-то миллиарды лет назад медленно вращающееся газо-пылевое облако стало сжиматься к своему центру под действием сил взаимного гравитационного притяжения частиц. Основная масса облака сжалась в звёздное вещество и зажгла термоядерные реакции синтеза внутри Солнца. Остальная масса распределилась вблизи так называемых резонансных орбит. Из вращающейся на этих орбитах материи и сформировались впоследствии планеты. Эти орбиты приближенно таковы, что периоды обращения по ним относятся, как небольшие целые числа. Периодическое движение можно соотнести с колебательным движением того же периода, а свойство двух колебаний, а именно отношение их периодов, и дает музыкальное созвучие, иначе интервал, если оно есть отношение небольших целых чисел. Приятные на слух, гармоничные отношения частот называют консонансами: это прима — 1/1, октава — 2/1, квинта — 3/2, кварта — 4/3, малая терция — 6/5, большая терция — 5/4, малая секста — 8/5, большая секста — 15/8. Интересно, что античные греки пользовались преимущественно квинтой и квартой, на их основе строится пифагорейская гамма. Терции добавились к ним в Средние века, а сексты лишь в эпоху Возрождения, т. е. само понятие гармоничности созвучий со временем расширялось. Неприятные на слух, дисгармоничные отношения называют диссонансами, это: малая секунда — 16/15, большая секунда — 9/8, 10/9, тритон — 7/5, 10/7, большая септима — 15/8, малая септима — 9/5, 16/9. Эти интервалы называют натуральным строем гаммы, они были экспериментально обнаружены ещё Иоганном Кеплером в VI веке и проверены на планетной гармонии Солнечной системы.

На основе современной науки синергетики (науки о сложных развивающихся системах) мы попробуем доказать, что гармония пронизывает природу и её восприятие объективно «доступно» живым системам. Поэтому намерение «поверить гармонию алгеброй» ни в коей мере не есть посягательство на сакральный акт творчества художника. Но сначала посмотрим, насколько гармонична сама Солнечная система, и что могли знать об этом в древности. Впервые эти идеи были высказаны автором в 1996 г. [1–3]

Синергетическая апология музыки сфер, космо-музыкальные коды греческого мифа

В орфических мистериях древней Греции музыкальная культура была весьма высоко развита и, вместе с тем, сакрализована, наполнена духовными и символическими смыслами. Храмовый музыкант считался вторым человеком после жреца. Вместе с тем, греки соотносили с каждой наблюдаемой ими планетой конкретное божество своего пантеона, хотя для некоторых основных божеств видимых невооруженным глазом планет явно не хватало. Вероятно, в древнегреческих культовых знаниях должны были искусно сплавляться Космос — Музыкальная Гармония — Миф. Попробуем это представить.

Обратимся к полумистической пифагорейской легенде о «музыке сфер», той божественной гармонии движения светил, которую якобы можно услышать. Оказывается, что в некотором смысле это действительно так. Для «античной семерки» светил (Солнца, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) периоды их обращений конечно могли быть известны в Египте и Вавилоне, и оттуда принесены Пифагором в Элладу. Но вовсе не в качестве астрономических знаний, что абсурдно для младенческого уровня древнегреческой науки, а в качестве музыкальных интервалов — как степень гармоничности отношений частот обращения планет, обожествленных греками. (Частота — величина, равная 1, деленная на период обращения планеты). Интересно, что частоты обращения светил изменяются примерно в 1000 раз (от Луны до Урана), и примерно во столько раз изменяются частоты в слуховом диапазоне (Уран почти не «слышен» и не виден).

Мы выдвигаем гипотезу, и попытаемся её оправдать, о сакрализации этих знаний и закреплении их в форме космогонических мифов, возможно, ещё до греков, предположительно в эпоху крито-микенской культуры или доисторических цивилизаций. В качестве планетарных частот могут быть выбраны либо сидерические, либо синодические частоты. Под сидерическим периодом обращения (от лат. Sidus, род. п. sideris — звезда, небесное светило) понимается промежуток времени, в течение которого тело Солнечной системы (планета, астероид, комета) совершает полный оборот вокруг Солнца. Синодический период обращения (от греч. Synodos — соединение, сближение) — это некое промежуточное время, в течение которого космическое тело Солнечной системы, двигаясь по своей орбите возвращается в прежнее положение относительно Солнца, при наблюдении с поверхности Земли. И соответственно, сидерические частоты представлены в гелиоматрице, а синодические — в геоматрице. Следовательно, мы можем построить две матрицы взаимных отношений планет, просто взяв попарные отношения их периодов. А именно, просчет ведется по формуле:

, т. е. ,

где ω1, ω2 — частота обращения планет, T — период обращения вокруг Солнца в сидерическом, либо синодическом выражении.

Так, например, отношения вибраций Марса к Венере, будет рассчитано следующим образом в гелиоматрице:

 

, где.

 

Результат получается при приведение синодической частоты обращения Венеры в одну октаву путем умножения периода на 2 необходимое количество раз. Если отношение частот больше 2 (меньше 1) необходимо делить (умножать) на 2 до тех пор, пока отношение не окажется между 1 и 2. Это и есть способ приведения частоты в одну октаву. В музыке это хорошо известный способ перенесения мелодии в соседние октавы с сохранением нотации «до» в «до», «ля» в «ля» и т. д.

Подобным образом рассчитываются данные для геоматрицы. Ниже представлены две матрицы, где каждому цвету соответствует свое значение в музыкальном аналоге. В результате картинка получилась пятицветной. Как в гелио-, так и в геоматрице наблюдаются несколько наиболее точных и ярких консонансов (отмеченных звездочками). В гелиоматрице к таким можно отнести отношения: Меркурий–Нептун — чистая кварта, Меркурий–Плутон — прима; Венера–Юпитер — малая терция, Венера–Сатурн — чистая квинта; а также Нептун–Плутон — квинта, Нептун–Меркурий — чистая квинта; Юпитер–Венера — большая секста; Сатурн–Венера — кварта, Плутон–Меркурий — приближенное значение к октаве.

Наиболее яркие диссонансы (отмеченные полосой) гелиоматрицы: Венера–Уран — точная малая секунда, соответственно Уран–Венера — большая септима; Марс–Земля — малая секунда, Земля–Марс — значение не является абсолютно диссонансным, но приближено к большой септиме; Марс–Уран — уменьшенная квинта, Уран–Марс — более слабый диссонанс, приближенный к увеличенной кварте. Достаточно яркие диссонансы можно наблюдать между Сатурном и Ураном, Сатурном и Нептуном, выраженные соответственно в увеличенной кварте и уменьшенной квинте. Диссонанс большая секунда прослеживается между Ураном и Юпитером, а также увеличенная кварта между Нептуном и Сатурном. В таблице можно также заметить четыре значения приблизительно соответствующих Золотому сечению Φ = 1,618, и 2/Φ = 1,236. Это отношение показывает взаимодействие Солнца (Луны) и Плутона равное 1,6184(!), Юпитера–Солнца (Луны) — 1,6131. И частоту равную 2/Φ, отражает отношение между Землей и Венерой — приблизительно 1,2302, Солнцем (Луной)–Юпитером — 1,2398.

И вторая матрица при наблюдении за движением планет с Земли — геоматрица. Наиболее яркие консонансы: Луна–Сатурн — малая секста, Сатурн–Луна — большая терция; Меркурий–Уран — приблизительно малая секста, Уран–Меркурий — большая терция; Венера–Земля — большая терция, Венера–Марс — кварта, Земля–Венера — малая секста, Марс–Венера — квинта; а также Земля–Плутон — прима, Плутон–Нептун около примы.

Самые яркие диссонансы геоматрицы: Солнце–Земля — увеличенная кварта, Земля–Солнце — уменьшенная квинта; Солнце–Плутон — увеличенная кварта, Плутон–Солнце — уменьшенная квинта; Марс–Земля — малая септима, Марс–Плутон — большая септима, Плутон–Марс — малая секунда.

В геоматрице также присутствуют частоты очень близкие к значению Золотого сечения Φ = 1,618 — между Венерой и Луной равное 1,6167; и 2/Φ = 1,236 между той же парой, только в другом соотношении — равное 1,2371.

В целом, как гелио-, так и геоматрицу можно считать гармоничной, что видно из таблиц — наиболее преобладают консонансные и приближенные к ним значения, нежели диссонансные. Можно отметить некоторые пересечения в проявленных ярких консонансах в обеих системах, такие как отношения Земли и Венеры, Плутона и Нептуна, и достаточно большое количество сопоставляемых нормальных консонансных значений, помимо просто приближенных значений. А также «кричащих» диссонансов Марса–Земли, Урана–Юпитера, и более спокойных — Земли–Марса, Юпитера–Урана, и многие другие пересечения в матрицах простых диссонансов — Солнца и Нептуна, как и Нептуна с Солнцем, Юпитера с Нептуном и Нептуна с Юпитером, и вместе с приближенными диссонансными значениями Урана с Марсом и наоборот и т. д.

Точность попадания в консонансы и диссонансы здесь оценивается по критериям музыковеда Н. А. Гарбузова (11), открывшего области сохранения качества созвучий. Большую работу по уточнению таблиц космической гармонии солнечной системы и их мифологической интерпретации провела моя ученица, культуролог Маслова Е. В.

Для нас является важным моментом, что подобные знания могли присутствовать уже в Греции для «античной семерки» планет (до Сатурна), так как они могут быть основаны на наблюдениях невооруженным глазом, и реально присутствовать в эпоху доинструментальной астрономии. Представим теперь интервалы планет относительно Земли в гелио- и геосистемах на нотном стане в пределах одной октавы. В гелиосистеме (рис. 1) компактная группа планет (Земля, Плутон, Меркурий, Марс, Сатурн) в пределах двух тонов символически объединяет почти все «мужские» планеты, «возглавляемые» Сатурном, с характерными «земными» качествами и интересами: война, торговля и т. д.

Их интервалы в среднем диссонируют с Землей. Интервал Земля–Марс дает, с точностью 0,3%, самый сильный диссонанс — малая секунда! Ближе к гармоническим интервалы Плутона и Меркурия.

 

Рис. 1. Сведение в одну октаву отношений частот обращения планет вокруг Солнца.

  Гелиосистема — наблюдение относительно центра Солнца. Геосистема — наблюдение с поверхности Земли. Φ — золотое сечение, 2/Φ — его октавное дополнение. Золотое сечение, пропорция, отношение есть отношение двух величин, большей к меньшей, на которые делится целое, такое, что отношение большей к меньшей части равно отношению целого к большей части. Обозначается и численно равна Φ = 1,618… Повсеместно встречается как признак жизни и красоты в природе и искусстве.

Следующей планетой, стоящей особняком, является Юпитер — интервал кварта. Последняя группа консонирующих с Землей планет, в частности включает в себя все «женские планеты», за исключением Земли, «возглавляемые» Ураном: Уран — квинта, Нептун, Венера — малая секста, Солнце–Луна — большая секста. Напомним, все интервалы приводятся относительно Земли. Эта группа также расположена в пределах двух тонов, и по греческой теогонии Уран действительно породил Гелиос, Селену и Афродиту. Замечательно, что сидерический период Луны совпадает с периодом обращения Солнца вокруг собственной оси (27,3 сут.), усиливая резонансы гелио-влияния на Землю.

Интересно, что все «супружеские» и подчиненные пары планет: Земля–Уран, Венера–Марс и др. находятся в отношении квинты — призывного, самого сильного консонанса. Интервал же богини красоты Венеры (Венера–Земля) (1,625) лишь на 0,5% отличен от золотого сечения, а интервал границы Солнечной системы (Солнце–Луна)–Плутон даёт 1,618 (ЗС) с фантастической точностью 0,005%.

В целом, гелиоматрица гармонична, диссонансы дают лишь отношения планет античной семерки (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), исключая Землю с Ураном, а также отношения Сатурна с высокими (за орбитой Марса) планетами. Причем роль диссонансного начала для Земли играет Марс. Такие отношения гармонии и дисгармонии есть буквальный изоморфизм космогонического мифа о борьбе богов и титанов, оскоплении Урана Сатурном и наказании Геи!

Подчеркнем, что всё это могло быть известно грекам из наблюдений за небом лишь частично! Есть и физические признаки космической катастрофы — ось вращения Урана лежит в плоскости эклиптики, что можно объяснить лишь серьезным космическим катаклизмом, произошедшем в доисторические времена.

Итак, гелиоматрица указывает на следующие попарные связи:

  • консонансные (или близкие к ним): Луна (Солнце)–Земля, Меркурий–Нептун–Плутон, Юпитер–Венера–Сатурн. (В каждой указанной группе планет любые парные отношения гармоничны);

  • золотого отношения (или сходного): Меркурий–Луна (Солнце)–Юпитер–Сатурн, Луна (Солнце)–Плутон;

  • диссонансные (или близкие к таковым): Луна (Солнце)–Нептун–Сатурн–Уран–Марс–Земля, Уран–Венера.

Анализ геоматрицы добавляет ряд новых диссонансов для Земли: Солнце–Земля — тритон, Юпитер–Земля — большая секунда, и позволяет перераспределить отношения гармонии между планетами. Здесь, на наш взгляд, легко усматривается архетип следующего этапа мифологического космогенеза — свержение Юпитером своего отца Сатурна, миф о змее Тифоне, соперничество Геры и Зевса, создание олимпийского пантеона. Обнаруживаем новое свидетельство присутствия золотого отношения (ЗС) в Солнечной системе: Венера–Луна — 1,618 с точностью 0,005%!, Венера–Земля — 1,236, что равно величине 2/1,618, так же иногда называемой золотой пропорцией, точнее, её октавным дополнением.

Важно подчеркнуть, что самые ранние версии греческих мифов, записанных Гесиодом, содержат сюжеты только однозначного отношения, либо симпатии, либо антипатии, между участниками пантеона богов. Только по этой версии можно построить матрицу взаимности, комплиментарности между персонажами пантеона. Поскольку божества у греков были соотнесены с конкретными планетами Солнечной системы, то идея их сравнения на основе музыкальной гармонии лежит на поверхности, что я и сделал в 1996 году. Подчеркнем также, что те планеты, которые нельзя было увидеть в древности (Уран, Нептун, Плутон), не мог видеть и И. Кеплер. Однако они также укладываются в мифологическую матрицу социометрического анализа, неожиданно и их гармонические отношения оказались «правильными». Похоже, что астрономы в Новое время называли их в соответствии с мифологическими образами.

Фактически, приведенные нами ранее планетарные гелио- и геоматрицы гармонии оказались тождественны социометрическим матрицам взаимоотношений богов. На первом этапе космогенеза (до рождения Зевса), т. е. Ранний, Небесный, Солнечный пантеон — это гелиоматрица. На втором Земном, Олимпийском, Современном для античных греков этапе (после рождения Зевса) — это геоматрица. Обнаруженные соответствия показывают, что информация ранних греческих мифов, расшифрованная нами посредством музыкального космопланетарного кода, несет в себе очень глубокие знания об устройстве Солнечной системы и её эволюции. Эту информацию можно было узнать лишь частично, около 50%) в античные времена, но она была зашифрована, зашита в мифах народов, которые, как мы сейчас знаем, могут жить тысячелетиями, дольше культур, народов, этносов. Это позволяет нам сделать смелое предположение, что структура греческих мифов в космомузыкальном ключе — это послание ранних доисторических цивилизаций современному человечеству, свидетельство их высокого уровня знаний о Вселенной и уникальный способ доказательства своего существования.

Кто-то возразит, может быть, всё это случайное совпадение? Однако, не сложно посчитать, что вероятность случайного совпадения двух симметричных космомузыкальных гелио- и геоматриц 11×11 с социометрическими матрицами мифов раннего космогенеза и Олимпийского этапа фантастически мала, не больше 10, т. е. легче найти затерявшуюся в зимнюю вьюгу снежинку, чем угадать планетарные матрицы.

Может возникнуть вопрос, почему к подобным выводам не пришел Иоганн Кеплер в своём великом труде «Гармония мира»? Фактически мы повторили его путь, путь анализа гармонии Солнечной системы, но во времена Кеплера ничего не было известно о далёких планетах (Уране, Нептуне, Плутоне), а без Урана нет и первого этапа теогенеза греков. Не была ему известна и частота обращения Солнца вокруг своей оси, кроме того, не строил он матрицу гармонии для геосистемы. В результате, ему не хватало примерно 70% данных для полного гармонического анализа, который удалось провести нам. И, наконец, самое главное: надо было допустить, что греческий миф можно прочесть в космомузыкальном ключе, и тогда он раскроет многие закономерности строения солнечной системы! Таким образом, Кеплер просто не мог этого открыть по объективным причинам, но он сделал для науки много большее — открыл точные физические законы движения планет, из которых через век Исаак Ньютон выведет фундаментальный закон всемирного тяготения.

Обратим внимание на особый статус Земли. С позиции принципов гармонии, это не рядовая планета Солнечной системы. Фактически только Земля и её спутник Луна связана с другими планетами и Солнцем сверхточными золотыми пропорциями как в гео-, так и в гелиоматрице. Можно предложить гипотезу о необходимости гармонических пропорций косморитмов для возникновения жизни, что может служить дополнительным требованием для космологического антропного принципа.

Тогда феномен жизни окажется ещё более редок в планетных системах. Вероятно, золотая пропорция ритмов в биосфере является необходимым катализатором процессов эволюции, так как известно, что это характеристическое свойство границы порядка и динамического хаоса, на которой и рождаются структуры.

Таким образом, гелио и геосистемы гармонии вполне могли порождать космогонические мифы о небесном и земном проявлении божественных начал, являясь музыкальным культурогенным кодом передачи законов ближнего космоса, который может жить дольше этносов, языков, рас. Сейчас проводится более тщательный анализ возможных изоморфизмов символических структур мифа и предложенного здесь космо-музыкального языка. (продолжение следует)

 БУДАНОВ Владимир Григорьевич


   

RV Host - Хостинг НАУЧНАЯ КОСМОЭНЕРГЕТИКА "РАССВЕТА СВАРОГА"
Академика О.П. Большаковой | www.cosmopetrov.ru