Мы живем в таинственном мире — мире, который наполнен тайнами, и который сам является Тайной. Причем тайной изначальной, неразгадываемой. Тайна — это не секрет. Это -первичное свойство бытия.
Обычно мы уверены в том, что большинство самых ужасных страхов, кошмаров, или самых прекрасных мечтаний — просто фантазии. Но как только нарушается обычный ход вещей, когда неизвестное тяжело давит на нас в присутствии смерти, умопомешательства или непреодолимого действия, мы опять инстинктивно чувствуем, как разум сдает позиции. и мы снова слышим позабытый голос Тайны.
Мы живем в мире, где люди способны творить чудеса — то есть невероятные с общепринятой точки зрения действия — просто даже не поверив, а только всерьез допустив возможность этих действий.
Зачем? — А почему бы и нет?!
Тайна повсюду.
И все же в нас неискоренима потребность пытаться разгадать тайну мира.
Люди, «профессионально» занимающиеся разгадыванием мира (конечно, безрезультатно — и в этом чудо), традиционно именуются магами. И жизнь мага — совокупность дорог, направлений и тропинок, которые могут быть суммированы в системе под названием Западный путь — это путешествие воина, за которым, как известно, легко наблюдать, но которое трудно совершить самому. Магия — опасное слово, с которым в нашем мире связано множество самых нелепых ассоциаций. И все же именно это слово наиболее адекватно для отражения сути Западного пути.
Не будем проводить сравнительного анализа Западного пути как одного из многих. Не будем искать отличий — любое из найденных отличий само по себе не передает специфики именно этого пути. Только комплекс идей, способов поиска и действий образует неповторимую ткань Западного пути.
Два ключевых слова необходимо пояснить сразу. Эти слова — Магия как название и Миф как форма существования Западного пути.
Определим Магию как искусство осознавания неоднозначности, таинственности мира, и действия в соответствии с этим осознанием, а, поскольку в мире нет ничего, кроме тайн, можно определить Магию как искусство подлинной жизни. Магия — это способ самопознания и действия в соответствии с познанным.
Как говорят, маги — профессиональные жильцы. То есть они просто живут, но живут наилучшим, то есть самым честным образом.
Это значит, что маги отказываются жить фальшивой жизнью в фальшивом мире — как это делают люди, отказываются искусственно ограничивать свои возможности, и, прежде всего — возможность осознания Мировой Тайны.
В этом дело. Тайну нельзя разгадать, но ее можно Осознать. Тогда возникает чудо.
Так что же есть в мире, кроме магии?
Любая магия начинается с осознания человеком своей смертности. Окончательной.
Без бессмертной души, без реинкарнаций и тому подобного.
И магия является поиском возможности изменить ситуацию.
На протяжении истории человечества было выработано множество способов, зачастую самых изощренных, продления человеческой жизни. Ценой других жизней, ценой понижения своего эволюционного статуса и ценой еще Бог знает чего маги стремились отсрочить неизбежное.
Итак, Западный путь — это один из путей достижения бессмертия. Сразу оговоримся, что само понятие бессмертия очень сложно и неоднозначно. И — индивидуально. Индивидуально настолько, что не стоит даже пытаться найти его общее определение. Для одних это — вечное блаженство в раю, для других — бессмертие в своих детях или творениях, для третьих — духовная эволюция, для четвертых — еще что-то.
Магия предполагает, что в природе за одним определенным событием неизбежно и неизменно следует другое определенное событие, если в их ход не вмешивается личностное действующее начало.
Одни и те же причины всегда приводят к одним и тем же последствиям, и все, что родилось, должно умереть. Но маги нашли способ умереть при жизни, сохранив осознание. И поэтому получили шанс сохранить его и после смерти тела.
В основе магического мировоззрения лежит также глубоко языческое убеждение в том, что все в мироздании имеет свое место и назначение, и что любые переживания обладают потенциальной ценностью. Совершенный человек, а именно им стремится стать маг, должен пережить все и овладеть всем.
Все, что человек осознает и может осознавать, должно уже быть представлено в его составе. Иными словами, мы видим вовне только то, что есть в нас самих. Человек может привлечь к себе любую силу вселенной, превратив себя в сосуд, приспособленный для этой силы. Поэтому магия — это наука о том как понять себя и свое состояние, и претворить это понимание в действие, ибо путь к Силе лежит через действия.
В самой основе природы человека неразрывным образом объединены начало пассивно-воспринимающее и начало активно-творческое. Он не может осознавать себя иначе, как творцом и творением одновременно, и в каждом проявлении его бытия неизменно участвуют оба эти начала. Представление о том, что человек творит внешнюю среду и сам есть ее творение — еще одна характерная особенность Западного пути.
Маг не признает никакой высшей силы; он не взывает к благосклонности изменчивого и своенравного существа; он не унижается ни перед каким грозным божеством (маг почитает все сущее, но почтение не есть преклонение!). Но его сила, какой бы огромной он ее не считал, никоим образом не является произвольной или неограниченной. Он может пользоваться ею лишь до тех пор, пока соблюдает правила своего искусства.
Для мага неважно, что в действительности представляют собой боги, духи и т. д., являются ли они реальными существами, персонификацией Сил природы или воплощением личных качеств самого мага. Маг относится к ним совершенно серьезно, как к последней и высшей реальности.
Маг — актер жестокой сцены. Священное безумие мага требует недюжинного здравомыслия, иначе он рискует перейти ту тонкую грань, которая отделяет его от психопата и шизофреника. Необычность поведения мага связана с тем, что ожидания и критерии оценки человека обусловлены ложными, с точки зрения магии, представлениями. Поэтому маг, желающий родиться заново, должен пережить полный распад своей личности. Он неустанно трудится над разрушением всяческих представлений — как о том, что должно быть, так и о том, что есть. Всякое представление для мага — не более, чем гипотеза, принятая для удобства работы. Тем не менее, в каждый конкретный момент маг исключительно серьезно относится к принятой гипотезе, как к единственно важной, и совершенно легко отбрасывает ее, когда необходимость в ней отпадает.
Как уже упоминалось, Магия исходит из того, что человек, с одной стороны, является отражением Вселенной, а с другой стороны, она является отражением его самого. Поэтому нет особого различия между внешним и внутренним. Невозможно сказать, где же в действительности происходит магический акт: внутри или вне мага. Да и нет никакой разницы, где действует маг, если его действия приносят желаемый результат. Если же они не приносят желаемого результата, то это тем более безразлично.
Тот факт, что какое-либо мнение или описание существует достаточно долго и широко, с необходимостью показывает, что оно в какой-то степени верно, а именно, психологически верно. Основой мировосприятия мага является магический миф. Именно в нем маг находит объяснения и оправдания своему бытию.
Прежде чем перейти к рассмотрению собственно содержания этого мифа, поговорим немного о мифе как таковом.
Назовем мифом способ описания мира, принятый либо отдельным человеком, либо целой культурой. А поскольку восприятие основано на описании, можно сказать, что миф — это способ восприятия действительности. Причем фактически единственный, потому что все, что мы воспринимаем — это интерпретации, а значит — МИФ. Итак, существование в мифе — одна из существенных особенностей Западного пути. Мифологичность мышления подразумевает поиск причин наблюдаемых явлений, стремление и умение видеть эти причины среди активно действующих, волевых и самоосознающих субъектов.
Таким образом естественно возникает понятие панпсихоза, а точнее — всеобщности осознания как явления. Однако для Западного сознания характерно также стремление к построению абстрактных схем для описания Невыразимого. К тому, что нельзя описать словами, тому, что нельзя передать в конкретных образах, можно приблизиться с помощью абстрактных символов. Среди таких схем — Древо жизни, Таро, Руны. Суровая простота этих знаков подчеркивает предельную однозначность бытия. Поэтому, согласно магическим представлениям, Силы, правящие миром, можно с равной вероятностью рассмотреть как полностью личные, и как абсолютно безликие — в этом еще один из уроков Западного пути. Тогда и осознание с равной успешностью можно описать как «искорку» божества и т. п., и как результат простого взаимодействия энергий.
В связи с вышеизложенным понятно, почему Западный путь — сугубо практическая, конкретная система. Понятия «истинного Я», «духовности» и т. п. не занимают в нем особенно важного места. Западный маг в своих поисках стремится к гармонии своего состава — к состоянию, в котором его шаги относительно свободны и ведут к возрастанию его Силы, а не к «духовному росту» так как последнее понятие лишено для него смысла. Гармоничность существования, к которой стремятся маги, проявляется в том, что весь состав мага, как целостной системы, движется согласованно. Маг не ощущает внутренних трений. И стремится не ощущать внешних. Как вода, протекает маг легко и пластично сквозь преграды на пути к свободе. Как огонь, неукротимы его желания. Как ветер, легки и быстры его мысли. Как горы, нерушимы его намерения. Все элементы, все части, образующие личность мага, должны находиться в согласовании и равновесии. Но равновесие это динамично, так как маг — чрезвычайно подвижная, «сверхтекучая» система. Я уже говорил, что одним из движущих мотивов на Западном пути есть стремление к расширению осознания, к максимально возможному количеству опыта и пережитых чувств. Однако эти процессы не рассматриваются с точки зрения «верха» и «низа», «роста» и т. д. Это — изменения. И они имеют смысл только тогда, когда имеют ценность — то есть ведут к Силе. Еще раз: подлинным и окончательным критерием всякого достижения являестся его способность дать Силу.
Однако мы уже слишком много упоминали слово «Сила», не объяснив, что вкладывает Западный Маг в это понятие. Сила — это способность человека реализовать свою волю. Так что Западный путь — это прежде всего Путь Воли.
Ни разум, ни чувства никогда не имели для Западного мага такого значения, как Воля. И из этих последних он отдавал примат Разуму. И это еще одна из характеристических особенностей Западного пути. Этот путь — путь критического, логического и аналитического мышления. Путь целей, задач и установок. Однако мышление мага не ограниченно, оно гибко, дисциплинированно и холистично. Маг действует в соответствии с тем, что считает подходящим в данный момент. Он, еще раз повторю, стремится не к духовности, а к практике. Однако это не означает, что маг «бездуховен». Сила — это еще и ощущение единства мироздания, непрерывности и священности Жизни. Маг просто не кичится своей духовностью, не выставляет ее напоказ, считая, что действия важнее слов.
Западный миф гласит, что мир — это не идиллическая картина, в которой с каждым днем становится все лучше. Мир — это гармоничное сосуществование хищников, и маг настроен на выживание в этом мире, причем с наименьшими потерями. Именно для этого ему нужна Сила. Маг ориентирован на себя. И при этом он не мешает миру, не соглашается с ним, но и не воюет без особой необходимости.
Если для восточной культуры характерно отождествление субъекта и объекта: «Ты есть То», то для Западного мировоззрения основополагающим является Закон Аналогий: «То, что наверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что наверху». Подобно, а не тождественно. Единственное, в чем может быть уверен маг — это в собственном бытии. В своем уникальном способе видеть мир. Но индивидуальность не смешивается с личностью. Личность с точки зрения Западного мифа — продукт воспитания. В ней нет Силы. А в индивидуальности — есть.
Еще одной ключевой особенностью Западного пути является стремление мага не только к накоплению Силы, но и к контролю над ней. Маги понимают, что накопить Силу очень нелегко, но контролировать ее несравненно труднее. Бесконтрольная Сила несет разрушение.
Накопить Силу и отпустить ее — значит прежде всего прекратить свое проявленное бытие. А это прямо противоположно стремлениям Мага. Итак, контроль, контроль и еще раз контроль. И ответственность.
Ответственность — это состояние, в котором самоотождествление Мага наиболее полно. Это состояние, в котором он отчетливо понимает, что внешние события — это отражение его внутреннего состояния, а его внутреннее состояние формируется под влиянием Воли. Поэтому маг не судит себя, или, вернее, не осуждает. Он признает свои победы и свои поражения, но не как повод для гордыни или сожаления, а как свидетельство правильной или неправильной тактики, и в соответствии с этим строит свои дальнейшие битвы. Контроль над силой и принятие ответственности за свои действия — это неотделимые понятия, важные для понимания сущности Западного Пути.
Может показаться, что мир Западного мага, с его центрированием в воле и разуме, холоден и неуютен. И это в какой-то мере так. Но не совсем. Да, маг не любуется проявлениями стихий так, как это делают поклонники «высокой духовности» и адепты «космического разума», или, вернее, его восхищение носит не эстетический, а энергетический характер. Он стремится сотрудничать с Духами стихий для получения Силы, а значит — для выживания. И несмотря на это Западный путь — это путь любви. Не сопливой и истеричной, а сильной и самоотверженной. Маги отчетливо понимают, что невозможно желать «для себя». В принципе невозможно. Однако без полноты желания нет полноты Силы. И воля Западного мага сокрушает все преграды на пути любви. Сила и благородство для мага синонимичны. Маг учится любить себя, и любовь к себе заставляет его любить все сущее, ибо Жизнь по существу едина и непрерывна.
И здесь мы подходим к еще одному комплексу представлений Западной магии. Проблема подлинности восприятия, а значит, подлинности жизни — одна из ключевых в этом мифе. Я уже упоминал, что магия исходит из того, что люди живут фальшивой жизнью в фальшивом мире. В мире, который они не выбирали, жизнью, им навязанной. Критерием подлинности объекта для мага является способность этого объекта генерировать энергию. Так вот оказывается, что большинство объектов в мире не способны генерировать энергию. Это лишь иллюзия, муляж, придающий миру утраченную им некогда непрерывность. Такими же фальшивыми являются и качества самих людей. То, что люди обычно называют мыслями, на самом деле представляет собой оперирование информацией, вместо чувств — ответы на внешние раздражители (такие же нереальные), вместо воли — рефлекторные беспорядочные движения. Маги вводят различение эмоций (как ответа на внешний стимул) и чувств (действия Силы), потребностей и желаний, ума (от слова уметь, то есть знать схемы действий) и разума (то есть способности к «разумению» — пониманию сути вещей и процессов). И способность к различению этих пар — одно из важных умений мага.
Истина, выраженная непротиворечиво — не истина. Таков один из постулатов магии. И в этом еще одна причина перенесения внимания магов из мира слов в мир действий. Человек в принципе не способен точно передать другому человеку свои мысли, уж тем более — чувства. Каждый человек живет в своей уникальной вселенной, которая вертится вокруг него. И в этом нет ничего плохого. Обучение магии — это не воспитание в том смысле, что учитель не должен ничего менять в ученике. Он стремится лишь изменить взгляд ученика, расширить его, научить расставлять акценты в своих действиях так, чтобы действия вели не к потере, а к приобретению Силы. Поэтому и учитель на Западном пути — это и не вполне учитель, а скорее — проводник, с которым начинающий проделывает совместное путешествие, полное неожиданностей и опасностей под названием Западный путь. Оба — и проводник, знающий дорогу, и идущий впервые, подвергаются опасностям совместно. Хищники не выбирают жертву на основании того, насколько хорошо она знает путь. И результат — это совместное достижение цели, совместное накопление Силы. И чем честнее битва, чем подлиннее, искреннее мотивы, тем ближе победа. Тем ближе цель — реализация потенциала мага.
И это еще одна из базовых концепций Западного Пути. Магия считает причиной проявления мира и рождения человека стремление к реализации непроявленных потенций, путь к чему лежит через наполнение их светом осознания. Именно осознание является причиной и целью существования. И поэтому именно на расширении осознания делает магия основной акцент.
Осознание может расширяться огромным количеством способов. Магия — один из них. Следует оговориться, что маги не считали свой полный опасностей и тягот путь лучшим, истинным и т. п. Они просто знали, что это — их путь. И шли по нему с радостью и готовностью. Ибо достижение приходит тогда, когда есть не только желание достижения, но и готовность к нему.
Путь магии — это путь свободы. Путь, который не привязывает к какой-то системе взглядов или убеждений, к организациям или учителям, ибо свобода не вырастает из рабства. Это путь Знания, которое есть Сила. Это путь действий, ведущих к знанию. Это путь Воли, контролирующей действия.
Путь мага — путь гармонии с собой и с природой. Это способ наблюдения и вслушивания, но и способ действия. И так — шаг за шагом — не торопясь, но и не медля, стремясь к достижению, но всецело пребывая в настоящем, принимая свои победы и свои поражения, проходит маг путь реализации своего намерения.
Из дневника Мага
|