Внимание!

На сайте публикуются материалы,
которые могут представлять опасность нарушения психического и физического здоровья, без соответствующего обучения под руководством опытного учителя.

Авторы не несут ответственности, в случае использования публикуемых технологий без соответствующей сонастройки и обучения.



Назад    

Смерти нет - Глава 2 и 3 ( Автор : )
 
   
 
Глава 2

     Современная наука о смерти - молодая, но быстро прогрессирующая отрасль медицины. Новые данные. Смерть клиническая и смерть органическая. Попытки оживления умерших в древности. Современные методы реанимации. Доктор Раймонд Муди и его наблюдения. Недоверие к новым данным и его причины. К. Икскуль. Цитаты из Священного Писания. Несколько случаев, описанных в духовной и светской литературе.



      Есть люди, которые, пройдя всю свою жизнь, от колыбели до могилы, ни разу серьезно не подумали о смерти. Им, как и всем прочим, было, конечно, ясно, что смерть - это конец земной жизни в том виде, как мы ее знаем, но они видели в смерти "конец всему", конец существования личности. А это совсем не так. Тело умирает, но какая-то часть человека продолжает существовать, сохранив способность видеть, слышать, думать и чувствовать.
      Раньше, еще не так давно, можно было по-разному думать о смерти, можно было сомневаться в существовании жизни за гробом, можно было "верить" или "не верить", и если последнее, то есть "не верить", было приятнее или просто удобнее, то так и делали - не думали и не верили. Однако теперь, в наше время, у человека, не боящегося нового и знакомого с последними достижениями науки о смерти, никаких сомнений больше быть не может, потому что видеть и принимать приходится не теории, а факты.
      За последние десятилетия наука сделала много новых открытий. Стало точнее известно, чем является смерть в самой сути своей, как происходит умирание человека, что чувствует умирающий, и наука начала даже приоткрывать завесу над самым главным - что ждет всех нас после смерти. То, что раньше знала и говорила нам Церковь, теперь во многом, можно сказать в основном, подтверждается наукой. Последние открытия оказались - особенно для так называемых неверующих - совершенно неожиданными, и далеко не все знают о них.
      Современная наука о смерти - это молодая отрасль медицины, но прогрессирует она очень быстро. Известные ученые отдают ей свои силы. Наблюдения и исследования ведутся в научно-медицинских институтах и крупных больницах. Вышел ряд серьезных научных трудов.
      Новые горизонты в этой области были открыты наблюдениями, экспериментами, а потом и практикой реанимации, то есть оживлением умерших людей. Сейчас предлагают различать два состояния смерти - смерть клиническую, то, что мы всегда называли смертью, и смерть органическую, когда уже началось структурное изменение тканей. Оживление возможно только в том случае, когда оно начато раньше, чем проявилось необратимое разрушение тканей организма, то есть пока ткани хотя а мертвые, еще сохраняют свою нормальную структуру; после того как ткани начали распадаться, никакая реанимация не поможет(В русских народных сказках о живой и мертвой воде есть много скрытой мудрости. Если обрызгать мертвой водой мертвое и искалеченное, даже разрубленное на части тем героя, оно не оживет: не станет цельным. Сказка чувствует состояние клинической смерти. Только такому телу сможет вернуть жизнь вода живая.)
      В литературе есть описание случаев, когда умерший и уже объявленный мертвым иногда оживал, иногда даже без какой-либо посторонней помощи. Это побуждало людей постараться оживить только что умерших. Самые древние попытки были, конечно, очень примитивны - применяли тепло на живот, пороли крапивой, вдували воздух в легкие мехами, сажали на лошадь в надежде, что тряская езда вернет умершего к жизни. Как и сейчас, с применением электрических шоков, чувствовали, что необходимо сильное раздражение. Конечно, все эти ранние попытки редко увенчивались успехом. Тем не менее люди не переставали надеяться, что когда-нибудь станет возможным возвращать жизнь умершим. А ученые не только надеялись, но и работали над этой проблемой.
      Еще не так давно, если жизненно необходимый орган переставал работать, человек умирал. Например, остановка сердца обозначала смерть, и ничего сделать было нельзя. Однако ученые-медики разработали новые методы оживления: искусственное дыхание, переливание крови, впрыскивание адреналина в сердце, новые фармакологические препараты. Появились сердечно-легочные машины, стало возможным стимулировать остановившееся сердце электрическими токами. И вот оказалось, что, если состояние смерти продолжалось не слишком долго и еще не произошел необратимый распад тканей организма, можно заставить остановившееся сердце биться снова, неподвижную кровь снова циркулировать и снабжать мозг и другие органы кислородом, глюкозой и другими жизненно необходимыми материалами.
      Недавно умершего человека иногда удается оживить. Такие люди, прошедшие через временную смерть, потом рассказывали о своих переживаниях во время пребывания "по ту сторону". Они сохраняли способность воспринимать окружающее, могли, например, со стороны смотреть на свое мертвое тело, видеть, как врачи и сестры пытаются вернуть его к жизни, и могли слышать и понимать их разговоры. Таким образом оказалось, что возвращенный к жизни человек сохранял память о происходившем и позже мог рассказать о том, что он видел и слышал, когда его тело было мертвым.
      "Личность", или "душа", не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удается оживить, душа возвращается в тело.
      Одним из пионеров этой новой отрасли медицины является доктор Раймонд Муди. В ноябре 1975 года вышла в свет его книга на английском языке "Жизнь после жизни" с подзаголовком "Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела", а в 1977 году вышла его вторая книга "Размышления о жизни после жизни".
      Доктор Муди собрал большой материал - 150 случаев; его книги написаны очень просто и ясно. Он приводит ряд клинических историй болезни с описанием заболевания, характера смерти, применения методов оживления и рассказы своих пациентов.
      Доктор Муди пишет, как он впервые заинтересовался этой проблемой. В 1965 году, еще будучи студентом, он был на лекции профессора психиатрии, рассказавшего, что он дважды умирал, но был возвращен к жизни, и описавшего то, что происходило с ним, когда он был мертв. Фантастический рассказ профессора заинтересовал доктора Муди, но личного опыта у него не было, и он не предпринял никаких действий. Однако спустя несколько лет он встретился с другим подобным случаем и был поражен тем, что необразованная старая женщина описала то же самое, о чем говорил профессор психиатрии. После этого доктор Муди всерьез занялся изучением этого, как он пишет, феномена - продолжения жизни после смерти тела. Он приводит много случаев.
      Вот один из них - это рассказ женщины, поступившей в больницу с болезнью сердца. Она лежала на больничной койке. Когда у нее начались сильные боли в груди, она успела надавить кнопку звонка, чтобы вызвать сестер, и они пришли и начали что-то делать с ней. Ей было неудобно лежать на спине, она повернулась и вдруг перестала дышать и чувствовать удары своего сердца. Услышала крики сестер: "Дайте сигнал, дайте сигнал", а сама в это время чувствовала, что она выходит из своего тела и падает вниз, на пол, проходя сквозь защитные перила у края кровати, а потом начала медленно подниматься вверх. Она видела сестер, вбегавших в комнату, и своего доктора и удивлялась: "Зачем он тут и что он здесь делает?" Она поднялась до самого потолка и остановилась рядом с висячими лампами; она видела их совершенно ясно. "Я чувствовала себя как кусочек бумажки, на которую кто-то дунул, подняв ее до потолка".
      Она парила под потолком и смотрела вниз. "Я смотрела, как они старались оживить меня. Мое тело лежало там, внизу, вытянувшись на кровати. Его было ясно видно, а все они стояли вокруг него. Я слышала голос одной сестры: "О, Господи, она умерла", а в это время другая наклонилась и делала мне искусственное дыхание - губы к губам. Когда она это делала, я смотрела на ее затылок. Я хорошо помню вид ее волос - они были коротко острижены. И тогда я увидела, как они вкатили туда эту машину и дали токи на мою грудь. Когда они это сделали, я видела, как мое тело просто прыгнуло вверх на кровати, и я слышала, как трещали мои кости; это было ужасно. Когда я видела их там, внизу, бивших мою грудь и растиравших мои руки и ноги, я думала: "Зачем они так стараются? Сейчас мне хорошо".
      Второй случай касается девятнадцатилетнего . мужчины, который вез своего друга домой на автомобиле. Он рассказал, что на перекрестке на них налетел другой автомобиль. "Я слышал, как трещал бок автомобиля, а затем был один момент, будто я двигался в темноте, в каком-то со всех сторон закрытом пространстве. Все это длилось только одно мгновение, а затем я вдруг - ну как бы парил два метра над дорогой, четыре метра от автомобиля, и я слышал слабеющее эхо от грохота столкновения. Оно утихало вдали".
      Потом он видел людей, которые бежали и толпились вокруг машины, видел своего друга, выходившего из машины и потрясенного, видел в разбитом автомобиле свое собственное тело, залитое кровью и с перекрученными ногами. Смотрел, как люди старались освободить его тело. Он был возвращен к жизни и позже рассказал об этом переживании, Описанные выше явления и само понятие клинической смерти могут иногда вызывать недоверие, После моего доклада мне иногда возражали: "Если после клинической смерти человек оживал, значит, это не была смерть".
      Как понять такое возражение? Суть ведь не в том, как назвать такое состояние - "клиническая смерть" или "около смерти", как называет его Муди, а в самом существовании этого удивительного феномена, когда какая-то часть человека выходит из своего тела и способна наблюдать тело и все его окружающее со стороны. Уже одно это показывает, что сознательная жизнь может продолжаться вне зависимости от физического тела и даже вовсе без него.
      Отрицание этого феномена говорит о нежелании человека понять и допустить его в свое сознание, и он находит словесную формулу "значит, это не была смерть", которая избавляет его от необходимости принять то, что нарушает его удобное мировоззрение. Этот механизм подсознательного блокирования хорошо известен психологам.
      В медицинской литературе есть Немало сообщений о продолжении жизни после смерти тела. Жизнь вне тела испытал и описал Карл Густав Юнг, один из ведущих психологов-психиатров нашего времени, и ряд других ученых. Некоторые из возвращенных к жизни пробыли в состоянии временной смерти больше часа. С этим феноменом хорошо знакомы мормоны.
      Случаи временной смерти с выходом души из тела и возвращением в него были известны и до трудов современных нам врачей-реаниматоров. Время от времени их описывали, но этим сообщениям обычно не верили, слишком уж странным казалось то, о чем они свидетельствовали. В качестве примера приведем случай К. Икскуля.
      Это сообщение было впервые опубликовано архиепископом Никоном в "Троицких листках" в 1916 году, а позднее перепечатано в журнале "Православная жизнь" (№ 7, 1976) и в третьем выпуске сборника "Надежда" под заглавием "Невероятное для многих, но истинное происшествие".
      К. Икскуль, рассказавший о своем переживании, вскоре после случившегося ушел в монастырь.
      Сообщение архиепископа Никона приводится в сокращенном виде.
      Он пишет, что раньше К. Икскуль не задумывался, читал священные книги, признавал, что все в них написанное - правда, но чувства веры у него не было, и смерть оставалась для него финалом человеческого бытия. Он много лет был формальным христианином. Ходил в церковь, крестился, но по сути не верил, всерьез всего не принимал.
      После многих лет спокойной жизни он заболел воспалением легких. Болел долго и серьезно, но как-то утром вдруг почувствовал себя совсем хорошо. Кашель исчез, температура упала до нормы. К его удивлению, врачи забеспокоились... принесли кислород. А потом - озноб и полная безучастность к окружающему. Он рассказывает:
      "Все мое внимание сосредоточилось на самом себе... и как бы раздвоение... появился внутренний человек - главный, у которого полное безразличие к внешнему (к телу) и к тому, что с ним происходит".
      Он продолжает: "Удивительно было жить, видеть и не понимать ничего, такую чувствовать ко всему отчужденность. Вот доктор задает вопрос, а я слышу, понимаю, но не отвечаю - мне незачем говорить с ним.. И вдруг меня со страшной силой потянуло вниз, в землю... я заметался. "Агония", - сказал доктор. Я все понимал. Не испугался. Вспомнил, что читал, что смерть болезненна, но болей не было. Но мне было тяжко, томно. Меня тянуло вниз... я чувствовал, что что-то должно отделиться... я сделал усилие освободиться, и вдруг мне стало легко, я почувствовал покой.
      Дальнейшее я помню ясно. Я стою в комнате, посредине ее. Справа от меня полукругом стоят врачи и сестры, вокруг кровати. Я удивился - что они там делают, ведь я не там, я здесь. Я подошел ближе, посмотреть. На кровати лежал я. Увидев его двойника, я не испугался, а был только удивлен - как это возможно? Я хотел потрогать самого себя - моя рука прошла насквозь, как через пустоту.
      Себя стоящего я тоже видел, но ощущать не мог рука проходила через туловище насквозь. И пола я не чувствовал... Дотянуться до других тоже не мог.
      Я позвал доктора, но тот не реагировал. Я понял, что я совершенно одинок, и меня охватила паника".
      Посмотрев на свое мертвое тело, он подумал, а не умер ли он. "Но это было трудно себе представить я был живее, чем прежде, я все чувствовал и сознавал. Кроме того, в жизнь души я не верил, и эта мысль не приходила".
      Позже, вспоминая пережитое, Икскуль говорит: "Предположение, что, сбросив тело, душа сразу все знает и понимает, неверно. Я явился в этот новый мир таким, каким ушел из старого. Тело - не тюрьма души, а её законное жилище, и поэтому душа является в новый мир в той степени своего развития и зрелости, каких достигла в совместной жизни с телом".
      Он видел, как старушка няня перекрестилась: "Ну, Царство ему небесное", и вдруг увидел двух ангелов. В одном он почему-то узнал ангела-хранителя, а другого он не знал. Ангелы взяли его за руки и пронесли через стены палаты на улицу.
      Затем он описывает подъем, видение "безобразных существ" ("Я сразу понял, что этот вид принимают на себя бесы") и появление света... ярче солнечного. "Всюду свет и нет теней". Свет был так ярок, что он не мог ничего видеть. "Как во тьме. И вдруг сверху, властно, но без гнева, раздались слова: "Не готов", и началось стремительное движение вниз". Он вернулся к телу. Ангел-хранитель сказал: "Ты слышал Божие определение. Войди и готовься".
      Оба ангела стали невидимы. Появилось чувство стеснения и холода и глубокая грусть об утраченном. "Она всегда со мной". Он потерял сознание и очнулся в палате на койке.
      Врачи, наблюдавшие за Икскулем, сообщили, что все клинические признаки смерти ("он отсутствовал") были налицо и состояние смерти продолжалось 36 часов.
      Доктор Муди и другие ученые описали много подобных случаев. Все они говорят о том, что за порогом не начинается новое существование, а продолжается бывшее прежде. Перерыва в жизни не происходило, и личность начинала жизнь там такой, какой она была в момент перехода. Видимо, жизнь человека на земле - это только начало, только подготовка к тому, что ждет нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; вероятно, ждут и какая-то ответственность и возмездие за сделанное во время земной жизни. Об этом говорят все великие религии. И, по-видимому, очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворенности и покоя, не унося с собой ни одного темного пятна на своей совести.
      Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека.
      Об этом говорит и евангельское повествование от Луки (23, 32- 33 и39- 43) о разбойниках. Вот оно: "Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону... Один из них злословил Его и говорил: "Если ты Христос, спаси Себя и нас". Другой же, напротив, унимал его и говорил: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал". И сказал Иисусу: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое". И сказал ему Иисус: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
      Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью обещает хорошее начало будущего существования.
      Христианство всегда говорило нам об этом. В Откровении святого Иоанна Богослова сказано: "Блаженны мертвые умирающие в Господе... они успокоятся и дела их идут за ними".
      Христианство всегда знало и учило, что человек это больше, чем мясо и кости или простое сочетание химических элементов, что кроме тела человек имеет душу и что в момент смерти тела душа не умирает, а исходит из тела и продолжает жить и развиваться в новых условиях.
      Вот несколько цитат из Священного Писания. Совершенно определенно говорит о вечной жизни Сам Иисус Христос. Обращаясь к своим ученикам апостолам, Он сказал: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную". Это из Евангелия от Иоанна (гл. 6, стих 47). И еще: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (от Матфея 10, 28).
      А вот еще слова Иисуса Христа: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (от Иоанна 5,24).
      И еще: первое свидетельство от Луки (20, 38), второе от Иоанна (12, 50 и 14, 1-2). "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы". "Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Да не смущается сердце ваше" - то есть не сомневайтесь -\\\' "в доме Отца Моего обителей много..." Ближайших учеников Иисуса Христа называли апостолами - столпами веры. Сначала их было двенадцать, потом еще семьдесят. Они пришли ко Христу в разное время. Среди Них были и простые люди - рыбаки, были и ученые. Апостол Лука, из числа семидесяти, был врачом. Они прошли за Христом, оставив все и постепенно познавая новое для них, пришли к глубокой вере в единого Бога и вечную жизнь. После того ни у одного из них никаких сомнений больше не было. Они видели, что Иисус Христос возвращал умерших к жизни, и значит, смерть на земле не всегда окончательна. Они видели Иисуса Христа распятого, умершего на кресте, через три дня восставшего из гроба для жизни вечной и несколько раз являвшегося им в новом теле. Все они посвятили свою жизнь служению Иисусу Христу, подвергаясь преследованиям и мучениям. Одиннадцать из двенадцати приняли мученическую кончину. Они приняли ее радостно, без колебаний, так как знали, что умирает только тело, а душу убить нельзя, потому что она бессмертна.
      Многие апостолы и ученики Иисуса Христа, а потом многие святые и просто ученые-богословы писали, что смерть не конец и что душа живет вечно. Если читать это без предубеждения, то на душе становится светлее, ведь писали люди правдивые, отдавшие свои жизни за то, во что они верили. И описанное ими - это результаты виденного и пережитого, а не плод размышлений; не игра ума, а результаты опыта.
      Один из учеников апостола Павла, зная, что его учитель не боится смерти, спросил его об этом. Апостол Павел ответил: "Мне и здесь хорошо и там будет хорошо". Говоря о жизни после смерти тела, он сказал: "Не видел глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9).
      В том же послании, в главе 15, он поясняет больше: "Не всякая плоть такая же плоть... есть тела небесные и тела земные... и как мы носили образ земного, будем носить и образ небесного... ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие... Смерть! Где твое жало?" Эти слова святого апостола Павла говорят о том, как христианство понимает смерть, - при умирании человек меняет свое тленное, временное тело на тело нетленное, вечное.
      Для апостолов и многих святых существование души было очевидностью, поэтому они не доказывали, не убеждали, а смотрели на это, как на нечто само собой понятное. Святой Иоанн Богослов написал пророческую книгу "Апокалипсис", ее также называют "Откровение". В ней много интересного и важного, много предсказаний, частично уже сбывшихся. В первой главе святой Иоанн пишет: "Я был в духе в день Господень", а потом описывает то, что ему было показано, когда он был в духе, вне тела. Он не объясняет, что значит быть в духе, а говорит: "Я был в духе", как вы бы сказали: "Я был на улице" или "У моего соседа".
      Святой Иоанн был в этом не одинок. Кроме него, о том же свидетельствовали писания многих апостолов и святых. Для них тогда было очевидным, что душа может жить и вне тела и может иногда выходить из тела и возвращаться в него.
      И в последующие века в богословской литературе и в Житиях святых было много описаний жизни души.
      Святой Августин рассказывает о неверующем враче Геннадии. Геннадий во время сна вышел из тела и беседовал с юношей, но не понял происходившего. Это повторилось несколько раз, но Геннадий продолжал не верить. Тогда юноша спросил его: "А свое тело, отдельно от тебя, там, на кровати, ты видишь?" - "Вижу". - "Ведь глаза твоего тела закрыты, а ты видишь и свое тело и меня. Ты видишь духовными глазами. Знай, что после этой жизни будет другая".
      Святой Григорий в "Диалоге" пишет: "Часто на грани смерти душа узнает тех, с кем она будет разделять небесное жилище за аналогичную награду или наказание"... "К праведным часто являются святые, чтобы успокоить их".
      Архиепископ Антоний Женевский пишет о том, что жизнь души за гробом есть естественное продолжение ее жизни на земле. Перейдя в загробный мир, душа чувствует, сознает, воспринимает, рассуждает.
      Не только в духовной, но и в светской литературе есть много похожих описаний. В повести Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" умерший проходит через темную пещеру, видит картины всей своей прошлой жизни и появление яркого света.
      Эрнест Хемингуэй описывает случай временной смерти в своем романе "Прощай, оружие!". Рассказывает герой романа, но, видимо, описанное случилось с самим автором.
      Солдаты сидят в траншее под артиллерийским обстрелом. "Мы продолжали есть... я надкусил свой ломоть сыра и глотнул вина... потом послышалось: чух-чух-чух, потом что-то сверкнуло... и рев, все белое, потом все краснее, краснее в стремительном вихре... я попытался вздохнуть, но дыхания не было, и я почувствовал, что весь вырвался из самого себя и лечу, и лечу, подхваченный вихрем. Я вылетел быстро, весь как есть, и я знал, что я мертв и что напрасно думают, будто умираешь и все. Потом я поплыл по воздуху, но вместо того, чтобы подвигаться вперед, скользил назад. Я вдохнул и понял, что я вернулся в себя. Земля вокруг была разворочена... голова моя тряслась и я вдруг услышал чей-то плач".
     Этот солдат был тяжело ранен и пережил временный выход из тела.
      А в книге, помеченной 1984 годом, опубликован рассказ Федора Абрамова "Материнское сердце".
      Крестьянка везет на санях в районную больницу тяжелобольного сына. Ему шесть лет. Он всегда жил в бедности и убогости. В дороге ему становится хуже. Мать торопится.
      "Не довезла. Стужа была, мороз. "Степа, - говорю, - к району подъезжаем. Можешь ли, говорю, посмотреть-то?" А он сам меня просил: "Мама, скажи, когда к району подъезжать будем". Ребенок ведь! Нигде не бывал дальше своей деревни - охота на белый свет посмотреть.
      И вот Степанушке у меня голову приподнял: "Мама, - говорит, - как светло-то. Какой район-то у нас красивый..." Да и все - кончился. Так на руках у матери дух и испустил".
      Подобных сообщений очень много. Все больше людей говорят и пишут о жизни души вне тела. Конечно, не все. Те, кто не хотят верить ни во что духовное, все еще не видят света, входящего в мир.

Глава 3

     Начало потусторонней жизни. Выход из тела. Две стадии восприятий. Аутоскопические восприятия. Жизнь продолжается. Наблюдения "со стороны". Попытки контакта с материальным миром. Пространство и время. Темный туннель. Появление света. Трансцендентальные восприятия. Свет. Показ прошлого (Первый суд). Встречи с бестелесными существами. Что видели там. Возвращение в тело.



      За последние 15 - 20 лет наше понимание смерти во многом изменилось. О том, что казалось неправдоподобным и невероятным, пишут не только духовные и светские писатели, но и ученые, в том числе и медики. Опубликовано много проверочных исследований.
      Мы уже писали о докторе Муди и его наблюдениях. Его заслуга в том, что он объективно подошел к этой проблеме, собрал большой материал, систематизировал его и привлек к нему внимание серьезных научных кругов. Он не был первым, занявшимся этим вопросом. До него над проблемой смерти трудились доктор Е. Кюблет-Росс из Чикаго, еще раньше - Карл Густав Юнг, профессор Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука), доктор Георг Ритчи и другие ученые. Позже много сделал доктор Михаил Сабом.
      К 1980 году было известно более 25000 случаев возвращения к жизни недавно умерших. В настоящее время их много больше. Восприятия людей во время пребывания "на той стороне" записаны, систематизированы и многие из них проверены.
      Сейчас ученые предлагают различать две стадии восприятий: аутоскопические - то, что душа видит, слышит и чувствует непосредственно после выхода из тела, когда она находится еще здесь, в нашем мире; и трансцендентальные - восприятия души, уже ушедшей в нездешний мир.
      Выше мы привели три рассказа об аутоскопических восприятиях людей, прошедших через временную смерть. Один из них, случай Икскуля, описан более 70 лет назад, то есть еще до того, как началось систематическое научное изучение феномена продолжения жизни после смерти тела.
      Приводимые ниже примеры взяты из разных источников, многие из них - из книг доктора М. Муди "Жизнь после жизни" и профессора М. Сабома "Воспоминания о смерти". Оба ученых передают рассказы своих пациентов. Они говорят их словами, сохраняя этим яркость и свежесть описанных переживаний.

Аутоскопические восприятия

      Вот несколько сообщений о пережитом. Мой друг передал мне рассказ солдата, раненного во время артиллерийского обстрела. Сперва была короткая потеря сознания, а потом солдат увидел, как санитары укладывают на носилки израненное безжизненное тело. Он хотел помочь санитарам, что-то говорил им, но они не обращали на него внимания, а один из них прошел просто сквозь него. Он попытался взяться за ручки носилок, но не почувствовал их тяжести, его руки не ощущали контакта. Посмотрев на убитого или, может быть, раненного, солдат с удивлением узнал самого себя.
      В сборнике "Надежда" (вып. 3, 1979) опубликован перевод с французского статьи Жан-Жака Грейфа "Жизнь после смерти". В числе описанных случаев есть такой рассказ: "Я ничего не понимал. Я видел свое собственное тело на кровати. Было грустно видеть его таким жалким... Я видел себя плоским, как на фотографии или в зеркале... Вдруг я увидел себя полностью в трех измерениях, на расстоянии двух метров. Мне понадобилось время, чтобы узнать себя".
      Остановка дыхания у женщины. Реанимация. Она рассказала: "Я видела, как они старались оживить меня. Все это было очень странно. Я была выше их и будто смотрела на них сверху... Я пыталась говорить с ними, но никто не замечал меня. Доктора и сестры колотили мое тело, пытались делать вливание в кровь... Я, все время стараясь привлечь их внимание, говорила им: "Оставьте меня в покое, я хочу остаться одна..." Но они меня не слышали. Тогда я попыталась убрать их руки, чтобы они больше не били меня, но у меня ничего не выходило. Это было, я не знаю как... я видела, что я трогаю их руки, стараясь оттолкнуть их, но они все еще были там же. Я не понимала. Я не чувствовала давления их рук, может быть, мои руки проходили сквозь них или еще что?" (Муди. с. 43 - 44).
      Есть много описаний того, как душа мужчины или женщины, выйдя из тела, пытается войти в контакт с врачами или сестрами, старающимися оживить безжизненное тело. Душа женщины, умершей во время остановки сердца, чувствовала себя совершенно реальной и удивлялась безуспешности попыток: "Почему они не видят, не отвечают? Может быть, это они нереальны? Как в зеркале?"
      Иногда душа, парящая над своим телом, может вдруг мгновенно перенестись в другое место. Солдат, тяжело раненный во Вьетнаме, во время операции вышел из тела и наблюдал, как врачи пытались вернуть его к жизни. "Я старался остановить их, потому что там, где я был, мне было хорошо. Я был там, а он (доктор) был, но как будто его и не было. Я схватил его, а его не было. Я вроде прошел просто насквозь через него... А потом я вдруг оказался на поле боя, где я пострадал. Санитары подбирали раненых. Я хотел помочь им, но вдруг оказался снова в операционной... Это будто вы материализируетесь там, а потом снова здесь, будто моргнули глазами..."
      Другой пациент сказал, что он мог посмотреть близко или вдаль, как в телефотолинзу (Сабом. с. 54 -55).
      Таких рассказов много. Испытавшие это говорят не о полете, а о моментальном перемещении - "чисто мыслительный процесс и очень приятный. Захотел - и я там".
      Почти все пережившие состояние временной смерти говорят о каком-то темном закрытом пространстве, а потом о появлении яркого света.
      "Я слышал, как доктора объявили меня мертвым, а я в это время как бы плыл в каком-то темном пространстве. Нет таких слов, чтобы это объяснить. Все вокруг было совсем черным, и только далеко, далеко я увидел этот свет. Он был очень ярким, но не очень большим сначала, а чем ближе, тем больше и больше. Я стремился к этому свету. Страшно не было, а было хорошо. Я - христианин, и я сразу подумал: "Этот свет - Христос, ведь Он сказал: "Я свет миру". Я сказал себе - если это смерть, я знаю, что меня ждет" (Муди. с. 63).
      В других рассказах говорится не о темном пространстве, а о чем-то вроде черного туннеля, в котором движется, летит вышедшая из тела душа. В Священном Писании тоже есть термин "Долина смертной тени".
      В конце туннеля - свет. Умерший стремится к нему, свет может напоминать собою заход солнца - яркий центр и зарево вокруг.
      Видимо, туннель отделяет восприятия этого мира от потустороннего. Свет, это начало потустороннего, волшебной красоты и очарования. В рассказах тех, кто не дошел до встречи со светом, нет никаких описаний трансцендентального мира.

Трансцендентальные восприятия

      Те люди, у которых состояние временной смерти продолжалось несколько дольше, рассказывают примерно то же самое, но кроме описанных у них бывают и совершенно другие восприятия.
      "...Я знал, что я умираю и ничего сделать было нельзя, так как меня никто не слышал... Я не был в моем теле, никаких сомнений быть не могло, потому что я видел мое тело там, на столе в операционной. Моя душа была вне тела. Из-за этого я чувствовал себя очень плохо, но потом пришел этот очень яркий свет. Сперва он был немного тусклым, а потом, как очень яркий луч. Я чувствовал от него тепло. Свет покрывал все, но не мешал мне видеть операционную, и докторов, и сестер, и все другое. Сперва я не понимал, что происходит, но потом Он как бы спросил меня, готов ли я умереть. Он говорил, как человек, но никого не было. Голосом говорил Свет.
      Теперь я думаю, что голос понял, что я не готов к смерти. Он как бы проверял меня. Но с того момента, когда Свет начал говорить, мне стало очень хорошо; я чувствовал, что я в безопасности и меня любят.
      Любовь, шедшая от Света, была невообразимой, неописуемой" (Муди. с. 63 - 64).
      Многие из переживших состояние временной смерти говорят об этом свете. Им было ясно, что говорил не просто свет, а Кто-то в свете. Обычно они не слышали слов, но понимали их. Какого-либо языка - русского или другого - здесь не было. Они воспринимали и передавали мысли, и все было так ясно, что ни обмануть, ни утаить что-либо было невозможно. Свет всегда приносил любовь, понимание и покой.
      О свете пишут также Озис и Харольдсон. Тем, кто пытался описать этот свет, было трудно найти слова. Свет был иным, чем тот, который мы знаем здесь. "Это был не свет, а отсутствие тьмы, полное и совершенное. Этот свет не создавал теней, было просто отсутствие темноты. Свет не был виден, но он был всюду, вы были в свете" (Сабом. с. 66).
      Свет понимают по-разному. Люди религиозные считают свет Иисусом Христом; неверующие искали других объяснений или вовсе не думали.
      Интересно, что в "Тибетской Книге Мертвых" тоже пишется про встречу со светом и что, приближаясь к свету, нужно стараться чувствовать к другим только любовь и симпатию.
      Существуют и другие восприятия, тесно связанные с умиранием, иногда непосредственно перед смертью, иногда - и в таких случаях ярче - вскоре после смерти. Это - просмотр, иногда связанный с переоценкой того, что произошло за время жизни.
      Профессор Войно-Ясенецкий в своей книге "Дух, Душа и Тело" описывает два известных ему случая.
      Адмирал Бофр рассказал, что, когда он тонул, он видел "...детство, проказы, время, потраченное зря, прежнее плавание с кораблекрушением; все это в панораме, причем каждый шаг мой являлся предо мною, сопровождаясь сознанием правильности или неправильности его, с точным пониманием его причины и следствия. Многие маленькие приключения моей жизни, на самом деле уже забытые, предстали пред моим духовным взором в полной ясности". От падения в воду до извлечения прошло две минуты. Значит, была сверхъестественная быстрота течения сознания.
      В другом случае говорится об одной даме, упавшей в воду и чуть не утонувшей. С момента прекращения всяких движений ее тела и извлечения ее из воды прошло две минуты, в которые она, по ее словам, пережила еще раз всю свою прошлую жизнь, развернувшуюся перед ее духовным взором со всеми подробностями.
      О таком просмотре пишут Ритчи, Муди, Сабом и многие другие. При состоянии близком к смерти, перед глазами человека проходили, как на экране, все главные события его жизни.
      Вот выдержки из длинного рассказа пациентки доктора Муди, возвращенной к жизни на земле:
      "Когда пришел Свет, Он спросил меня: "Что ты сделала в своей жизни? Что ты можешь показать Мне?" Или что-то в этом роде. И тогда начали появляться эти картины. Они были очень ясные, трехмерные и в красках. И они двигались. Перед моими глазами прошла вся моя жизнь... я еще маленькая девочка... а потом, как я вышла замуж... мелькнуло перед моими глазами и исчезло... дольше всего стояло перед глазами, когда я приняла Иисуса Христа... это было много лет тому назад".
      Она продолжает: "В каждом эпизоде, а Свет выбирал их. Он показывал мне самое главное. Он не обвинял, а как бы наставлял меня, что нужно учиться любви и просто учиться, приобретать знания, потому что это непрерывный процесс, и я буду продолжать его после того, как Он во второй раз придет за мной. Свет сказал, что на этот раз я вернусь назад" (Муди. С. 65 - 68).
      Вернувшиеся говорили, что этот показ похож на воспоминания, но есть и разница - во-первых, очень быстро, а во-вторых, не последовательно, а все одновременно, в один момент. Вся жизнь - за несколько секунд. Это очень живые картины; они сопровождаются эмоциями, и остается яркая память о них.
      Многие рассказывали о встречах с уже умершими родственниками или знакомыми - иногда в земных условиях, а иногда в обстановке нездешнего, "небесного" мира. Они всегда видели уже умерших и никогда - еще живущих людей.
      Женщина, пережившая эпизод временной смерти, слышала доктора, сказавшего ее родным, что она умирает. Выйдя из тела и поднявшись вверх, она увидела под потолком умерших родных и подруг. Она узнала их, а они радовались, встречая ее.
      Другая женщина видела своих родственников, которые приветствовали ее и пожимали ей руки. Они были одеты в белое, радовались и были счастливыми... "и вдруг повернулись ко мне спиной и стали уходить, а бабушка обернулась через плечо и сказала: "Мы увидим тебя позже, не на этот раз". Бабушке, когда она умерла, было 96 лет, а она выглядела... ну, на 40 - 45, здоровой и счастливой".
      Во время сражения рота потеряла убитыми 42 солдата. Один из них, тяжело раненный, видел свое искалеченное тело и беседовал со своими убитыми товарищами. Он их не видел, но они был тут, с ним. Говорили без голосов, но все друг друга понимали. Печали, сочувствия не было ни у кого. Назад в тело они не хотели, были там счастливы. (Оба последних случая подробнее описаны профессором Сабомом в его книге на стр. 71 и 72).
      Большинство, почти все из имевших трансцендентальные восприятия, говорили о встречах с близкими им, но уже почившими людьми.
      Иногда недавно умершему дается возможность выбора - остаться в потустороннем мире или вернуться в земную жизнь. Голос Света может спросить: "Готов ли ты умереть?" Иногда умершим против их желания приказывают вернуться. Душа уже преисполнилась чувством радости, любви и мира, ей там хорошо, но ее время еще не пришло; она слышит голос, какие-то слова или приказ и возвращается в жизнь на земле. Эти возможности и предписания часто принимают символическую форму: ручья, тумана, другого берега и тому подобного. Таких рассказов много.
      Женщина, выйдя из тела, видела протянутые к ней руки уже прежде нее умершего мужа, но дотянуться он не смог, и она снова оказалась в своем теле.
      Солдат, тяжело раненный на поле боя, видел свое искалеченное тело и слышал Голос. Он думал, что с ним говорил Иисус Христос. Ему была дана возможность вернуться в земной мир, где он будет калекой, или остаться в мире загробном. Солдат решил вернуться на землю.
      Вот отрывок из рассказа одной пациентки доктора Муди: "У меня был сердечный приступ, и я оказалась в черной пустоте. Я знала, что я покинула мое тело и умираю... Я просила Бога помочь мне, и я скоро выскользнула из тьмы и увидела впереди серый туман, а за ним людей. Их фигуры были такие, как на земле, и я видела что-то похожее на дома. Все это было залито золотым светом, очень нежным, не таким грубым, как на земле. Я испытывала неземную радость и хотела пройти через туман, но вышел мой дядя Карл, умерший много лет тому назад. Он преградил мне дорогу и сказал: "Иди назад. Твое дело на земле еще не закончено. Сейчас иди назад". Против своего желания она вернулась в тело. У нее был маленький сын, которому она была нужна (Муди. с. 75-76).
      Есть много сообщений о том, что встретили "на той стороне" люди, заглянувшие за завесу.
      Они описывают ручей, преградивший дорогу, поле, перегороженное изгородью или рядами колючей проволоки; по одной стороне - сухая трава, по другой - чудесное пастбище, лошади, деревья - "здесь" и "там". Описывают встречи с духовными фигурами, нездешнюю природу, дома, города света.
      В основном все рассказывают об одном и том же, но детали различны. Иногда люди видят то, что они ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, патриархов. Индусы видят индусские храмы; неверующие видят фигуры в белом, юношей, иногда ничего не видят, но чувствуют "присутствие". Психологи видели в свете облик своего отца или понимали его как "коллективное сознание" и так далее. Убежденные атеисты тоже видели свет и царство света и не хотели возвращаться назад, к жизни на земле.
      Есть много описаний природы, похожей на нашу, земную, но чем-то и отличную от нее: холмистых лугов, яркой зелени такого цвета, какого на земле не бывает, поля, залитого чудесным золотым светом, разделенного забором, за который переходить нельзя. Есть описания цветов, деревьев, птиц, животных, пения, музыки.
      Озис и Харольдсон собрали 75 случаев трансцендентальных восприятий с описаниями лугов и садов необычайной красоты, городов, музыки, встреч с другими существами.
      Свыше ста случаев приводит Муди и столько же Сабом.
      Есть очень много интересных сообщений о личных переживаниях.
      Карл Густав Юнг, один из ведущих психиатров нашего времени, в книге "Воспоминания, сны и размышления" пишет о своих восприятиях вне тела во время сердечного приступа. Он был в пространстве и видел землю - пустыни, моря - с высоты 1000 миль.
      Богослов протоиерей С. Булгаков после операции На горле (рак) в 1939 году тоже видел картины нездешнего мира.
      В самиздате есть рассказ одного монаха Троице-Сергиевой лавры, возвращенного к жизни из состояния клинической смерти.
      Вот выдержки из рассказа женщины, больной раком и вышедшей из тела во время операции. Она видела себя и двух врачей и с великим ужасом смотрела на свое тело. Весь желудок и тонкие кишки были в раковых узлах. Она стояла и думала: "Почему нас двое? Я стою и я лежу". Вдруг она очутилась в воздухе. Она чувствовала, что летит, что кто-то ее держит и они поднимаются все выше и выше; стало так светло, что она не могла смотреть... Потом она видела толстые деревья с разного цвета листьями, небольшие ДОМИКИ. ЕЙ также показали ад - "змеи, гады, невыносимый смрад, бесы", а потом показали рай - там хорошо, но она услышала голос: "Спустите ее на землю", - и вернулась в тело. Она не хотела возвращаться.
      Бетти Мальц описывает свои переживания в книге "Я видела вечность", вышедшей в 1977 году. Она пробыла в состоянии клинической смерти 28 минут. Случилось это в июле 1959 года во время второй операции по поводу аппендикулярного перитонита. Ей было тогда 27 лет.
      Она пишет, что переход был ясным и спокойным. Сразу после смерти тела она оказалась на чудесном зеленом холме. Ее удивило, что, имея три операционные раны, она стоит и ходит свободно, без боли. Над ней яркое синее небо. Солнца нет, но свет повсюду. Под босыми ногами - трава такого яркого цвета, какого на земле она не видела; каждая травинка, как живая. Холм был крутой, но ноги двигались легко, без усилия. Яркие цветы, кусты, деревья. Слева от нее - мужская фигура в мантии. Бетти подумала: "Не ангел ли это?" Они шли, не разговаривая, но она поняла, что он не был чужим и что он знал ее.
      Потом перед ее взором прошла вся ее жизнь. Она увидела свой эгоизм, и ей было стыдно, но она чувствовала вокруг себя заботу и любовь.
      Бетти Мальц нашла очень хорошие слова, описывая то, что она испытывала там. Она чувствовала себя молодой, здоровой и счастливой. "Я чувствовала, что я имею все, чего когда-либо желала, была всем, чем когда-либо хотела быть, шла туда, где я всегда мечтала быть".
      Она и ее спутник подошли к чудесному серебряному дворцу, "но башен не было". Музыка, хор; она слышала слово "Иисус". Стена из драгоценных камней. Ворота из слоя жемчуга. Когда ворота на мгновение приоткрылись, она увидела улицу в золотом свете. Она никого не видела в свете, но поняла, что это - Иисус. Она хотела войти во дворец, но вспомнила отца и вернулась в тело.
      Ее отец, убитый горем, все эти 28 минут стоял у ее кровати и был поражен, когда она "ожила" и отбросила простыню, которой было закрыто ее лицо.
      Это переживание привело ее ближе к Богу. Она теперь любит людей и люди - ее.
      Не менее интересна книга доктора Георга Ритчи "Возвращение из завтра", вышедшая в 1978 году. Он описывает случившееся с ним самим в 1943 году.
      Предисловие к его книге написано доктором Раймондом Муди. "Его книга, - пишет доктор Муди, один из наиболее фантастических и хорошо документированных отчетов о переживании смерти, известных мне".
      Свою собственную книгу доктор Муди посвящает доктору Ритчи и "Тому Единственному, которого он называет".
      Во вступлении к своей книге доктор Ритчи пишет: "Иисус - это не только сила, это невероятная, безусловная любовь". И дальше: "Яне имею понятия о том, какой будет следующая жизнь. Я смотрел, можно сказать, только из прихожей, но я видел достаточно, чтобы полностью понять две истины: наше сознание не прекращается с физической смертью, и время, проведенное на земле, и отношения, которые мы выработали к другим людям, много важнее, чем мы можем думать".
      В возрасте 20 лет, готовясь поступать в университет, Ритчи заболевает. После длительной и тяжелой болезни он слышит, как врачи объявляют его мертвым. Его душа выходит из тела, некоторое время странствует и наконец оказывается в маленькой комнате, где на больничной кровати лежит закрытое простыней тело. Он не сразу понял, что это его тело и что, значит, он умер. Он представлял себе смерть как какое-то небытие, а он был жив, видел и думал.
      Свет в комнате усилился, он настолько ярок, что физические глаза его не вынесли бы. Ритчи начинает чувствовать "присутствие" и потом видит Иисуса Христа.
      Христос любит его полной и безграничной любовью, и Ритчи испытывает покой, радость и такое удовлетворение, что он хочет остаться в таком состоянии навсегда.
      Перед его взором проходят все годы его жизни, здесь было все - в данный момент и в течение времени; он видел знакомых людей, которые двигались и говорили. Время шло очень быстро - вся жизнь за несколько минут. Ритчи воспринял вопрос: "Как ты использовал свое время на земле?" Вся его жизнь была видна - Христос спрашивал не о фактах, а об их значении - что важного сделал Ритчи за свою жизнь. Ему было показано, что важны не его личные достижения, а любовь ко Христу и людям.
      Потом - полет в сопровождении Христа и несколько видений загробной жизни на земле и в потустороннем мире. Улицы, дома, фабрики, люди и бестелесные существа.
      Он видел самоубийц. Они страдают. Они прикованы к жертвам своего акта. Они причинили страдания другим, плачут, просят прощения у тех, перед кем они виноваты, но их не слышат. Ничего сделать нельзя.
      Он видел и другие картины ада - привязанность к земным желаниям, которые там неутолимы. "Где лежит твое сердце, там и ты сам".
      Потом он видел небесный мир, где процветают наука, искусство, музыка. Библиотека всеобъемлющего знания. Существа по виду такие, как люди, трудятся, не думая о себе. Они росли в земной жизни и продолжают расти.
      Он вернулся в тело против своего желания. Его рассказ встретили с недоверием, но пережитое изменило его жизнь и его самого.
      У святых, поднятых в духе на небо (апостолы Иоанн, Петр и другие), тоже есть описания небесного мира и его природы. Они видели луга, цветы, реку; видели птиц и слышали их пение.
      Почти все рассказы людей, переживших клиническую смерть, имеют светлый характер. Смерть не страшна, нам ничто не угрожает; смерть рисуется как приятное переживание. Так, однако, бывает не всегда. В сообщениях доктора Ритчи, Бетти Мальц и других фигурирует и ад. Переживания вне тела у самоубийц, возвращенных к жизни на земле, тоже носили далеко не радостный характер. Мужчина, покончивший с собой после смерти любимой жены, попадает в такие ужасные условия, что не находит слов для их описания.
      Возврат в тело происходит моментально, иногда совпадая с применением электрического шока или другим реанимационным приемом.
      Часто, после того как пришло понимание наступившей смерти, у умершего появляется чувство горечи и острое желание вернуться в тело. Однако по мере углубления восприятий горечь проходит и, наоборот, появляется желание остаться там. Некоторые даже пытаются сопротивляться возвращению в тело, особенно те, кто уже встретился со Светом. "Я хотел всегда оставаться в присутствии Света". Назад в тело притягивает чувство обязанности по отношению к оставленным, а иногда и желание закончить что-то начатое на земле. Несколько женщин говорили, что ради себя они хотели бы остаться "там", но вернулись из-за маленьких детей.
      "Я не хотела возвращаться, но подумала о своих маленьких детях и муже".
      "Я был вне тела и понял, что я должен принять решение... Там, на той стороне было очень хорошо, и я вроде хотел остаться. Но я знал и то, что на земле я смогу делать что-то очень хорошее... и я подумал: "Да, я должен идти назад и жить", - и я вернулся в тело" (Муди. С. 79).
      Некоторые считают, что возвращение было результатом их собственного решения. Другие думают, что Бог разрешил им вернуться и жить еще, потому что дело их жизни не было закончено, и что Он удовлетворял их просьбу, если она не была эгоистичной.
      Были и такие, которых вернули вопреки их желанию остаться: "Еще не время, иди назад".
      Попытки сопротивляться не помогали. Какая-то сила тянула назад, часто через черный туннель.
     Еще некоторые считают, что против их желания их вернули молитвы или любовь оставляемых ими близких людей.
     Возврат в тело иногда происходит моментально. Все восприятия исчезают, и он или она сразу чувствуют себя снова в кровати. Есть рассказы о том, что человек, наблюдавший со стороны за попытками оживления своего тела, в момент применения электрического тока вдруг терял все восприятия и оказывался снова в своем теле.
      Некоторые чувствуют, что входят в тело как бы толчком. Сперва бывает неуютно и холодно. Иногда перед возвращением в тело бывает короткая потеря сознания. Врачи-реаниматоры и другие наблюдатели отмечают, что в момент возвращения к жизни человек часто чихает. О том же говорит народное поверье.
      Рассказы людей, прошедших через временную смерть, говорят о совершенно новом; новом для науки, но не для христианства. Многие ученые, в том числе и медики, прошли мимо не думая, но нашлись люди, которые увидели, что раскрывается нечто новое в понимании самой сущности человеческого существования, и постарались дать не только описания, но и поискать доказательства тому, что эти кажущиеся странными явления не фантазия, а существуют на самом деле. Этим проверочным работам посвящена следующая глава.
 


   

RV Host - Хостинг НАУЧНАЯ КОСМОЭНЕРГЕТИКА "РАССВЕТА СВАРОГА"
Академика О.П. Большаковой | www.cosmopetrov.ru